Принцип работы АКПП
Автоматические коробки передач были разработаны с целью повышения удобства управления автомобилем. Достаточно емкий процесс ручных (и ножных) манипуляций при переключении передач сменился на автоматический, осуществляемый без участия водителя. В этом и состоит главное преимущество АКПП перед механическими аналогами.
В современных автомобилях используются коробки трех систем:
- Классическая гидромеханическая.
- Вариаторная.
- Роботизированная механика.
Ведущие производители используют в своих авто все перечисленные системы, при этом наибольшее применение имеет гидромеханическая АКПП. Рассмотрим каждый вид отдельно.
Гидромеханические АКПП
Принцип работы этих АКПП состоит в передаче крутящего момента посредством мощного потока гидравлической жидкости. Она отбрасывается внутри гидротрансформатора от лопастей насосного колеса, сидящего на валу двигателя, на турбинное колесо соосного выходного вала, заставляя последнее вращаться. Отсутствие жесткой связи в такой передаче крутящего момента дает АКПП дополнительные преимущества перед механической системой:
- возможность остановки без выключения передачи (езда в пробках);
- плавность передачи тяговых усилий.
Вариаторные АКПП
Вариаторная АКПП состоит из двух конусных шкивов (ведущего и ведомого), соединенных металлическим многозвеньевым ремнем конусного сечения. Электроника раздвигает или сжимает «щеки» шкивов, заставляя ремень на каждом из них менять диаметр вращения. Переключение передач (крутящего момента) происходит плавно.
Преимущества и недостатки вариаторных АКПП:
- экономичность по отношению даже к механическим АКПП;
- динамичность разгона, отсутствие рывков, легкость управления, увеличение ресурса двигателя;
- сложность и дороговизна ремонта механики и электроники, дорогостоящее масло, частая замена ремня, недостаточно мощный крутящий момент.
Роботизированная механика
Управление сцеплением и переключение передач в этих АКПП происходит подобно механическим КПП с одним отличием: все манипуляции производит робот, который управляется электроникой либо вручную. Роботизированным АКПП присущи недостатки, основными из них являются:
- задержки переключения;
- рывки и дергания;
- перегрев сцепления.
Развитие роботизированной системы привело к созданию преселективных АКПП с двумя сцеплениями. Они лишены недостатков предшественниц:
- экономичнее классических АКПП;
- намного удобнее «простых роботов»;
- в отличие от вариаторов, передают большой крутящий момент;
- переключение передач происходит почти мгновенно.
Компания «АКПП Эксперт» занимается всеми вопросами, связанными с обслуживанием, ремонтом и заменой всех типов АКПП. Звоните!